Авторадио Леонида Ильича

Как известно, у Л.И. Брежнева в гараже было много машин. Одной из них был ЗиЛ-115.

ЗИЛ-4104 — легковой автомобиль представительского класса с кузовом лимузин выпускавшийся заводом им. Лихачёва в 1978—1983 годах. Опытные автомобили и автомобили первых выпусков имели обозначение ЗИЛ-115, которое впоследствии было заменено на ЗИЛ-4104.


Но поговорим мы не о машине (много статей уже есть в интернете), а о радиоприемнике, который там был установлен. Попался ко мне на днях такой радиоприемник.
Итак, модель "АВ-75-3С" фирмы Radiotehnika:



Данный радиоприемник состоит из двух блоков - головного (РПУ, снизу) и пульта (ПДУ, сверху):


Всеволновый автомобильный радиоприёмник высшего класса "АВ-75" предназначен для установки в автомобили: ГАЗ-14 "Чайка" и ЗИЛ-115. Приёмник работает в диапазонах: ДВ, СВ, в трех поддиапазонах КВ: 49, 31, 19 м и в диапазоне УКВ.


Имеется проводной (5 м) пульт ДУ (!), автонастройка на станции с возможностью двухстороннего поиска (!), автоподстройка частоты, ступенчатая регулировка тембра и т.д. Приёмник имеет вход усилителя НЧ для подключения кассетной магнитофонной приставки.


Как он выглядел в машине:


Мой экземпляр имеет №516, он 1988 г.в. Сколько еще их было произведено? Не больше тысячи - точно.

В журналах мало писали о машине, тем более о радиоприемнике. Вот некоторые сканы из "Моделиста-конструктора" (№1 за 1987 год):


На заднем плане следующей фотографии виднеется "АВ-75":


А под номером №10 на рисунке ниже он обозначен схематически:


Чем еще примечателен данный приемник? Такое радио установлено на ЗиЛ-115В - автомобиле министра обороны, который до 2010 года объезжал Красную площадь каждый год 9 мая. Кабриолетов ЗиЛ-115В изготовлено всего 3 штуки:


А также (не знаю, правда ли это или нет?) данный радиоприемник был установлен на борту №1. По крайней мере, так было показано в документальном фильме Андрея Андреева "Тайны борта №1" (2006 год):


Ну и напоследок анекдот про Л.И. Брежнева:

Однажды Брежнев ехал по Кутузовскому проспекту. Как положено, кортежем: сначала машина ГАИ, дальше «Волга» с охраной, дальше две главные машины: «ЗИЛ» сопровождения - левее и на полкорпуса впереди, а за ним уже брежневский «ЗИЛ». Дальше вторая «Волга» с охраной, ну и сзади еще одна машина ГАИ. Всего ничего, по нынешним-то временам.
Вот. Едут они, мчатся. В вдруг его «ЗИЛ» - ррраз! – и резко к тротуару. Все остальные пронеслись мимо и потом задним ходом – вжжжых – обратно.
А Брежнев вышел из «ЗИЛа», зашел в гастроном, подошел к прилавку и спрашивает:
- Орехи у вас есть?
Продавец честно отвечает:
- Нет орехов, дорогой Леонид Ильич.
- Очень жаль, - сказал Брежнев.
Вышел из магазина, сел в машину и уехал. С тех пор в этом магазине всегда были орехи. Грецкие, фундук и арахис. Вся Москва туда за орехами ездила.

promo cccp april 12, 2012 12:54 4
Buy for 50 tokens
Разместить рекламу в ЖЖурнале про советскую рекламу сам бог велел Ленин завещал! Мы всегда рады и готовы к сотрудничеству. Если простой ссылки на ваш пост мало, сделаем рекламу вам в виде отдельного поста со "сканом" в советском стиле! Пишите!
Про орехи прям обрадовало) Ржал долго)
Да, я тоже вдоволь посмеялся...
А вроде и не новый анекдот.
Довелось как-то прокатиться на нем - у киношников на "Мосфильме" был такой. Кстати, для водителя там все довольно аскетично на самом деле.
19 метров... Брежнев любил Голос Америки слушать? Ведь там его не глушили ))
На девятнадцати - как раз глушили. Не глушили только на шестнадцати, на тринадцати и т. д.
"А также (не знаю, правда ли это или нет?) данный радиоприемник был установлен на борту №1."
Маловероятно.
Длинные и средние волны в самолете не поймать - ибо они распространяются вдоль поверхности Земли, огибая ее.
Остаются диапазоны КВ и УКВ, но для них нужна антенна, причем, не та, которая используется для штатной связи экипажа с землей - ибо та приемопередающая. Да и смысл - слушать радио на борту... Что точно было - так это спецсвязь, все особоважное по ней передавали.

"Мой экземпляр имеет №516, он 1988 г.в."
Тут демонстрируется приемник за №576, выпущен в июле 1989 года. То есть, за год - около 50-60 экземпляров. Учитывая начавшуюся "борьбу с привилегиями", в число которых входили и лимузины, можно предположить, что тираж не дотянул даже до шести сотен.

Edited at 2013-08-08 12:12 am (UTC)
Не ругайте меня за осовременивание, но если это ляп документалистов, то надо было придать ему комический вид: рядом с радиоприемником сделать прикуриватель и FM-модулятор с флешкой :-)

И, да, говоря про тысячу, я специально сильно преувеличил, чтоб не ошибиться. (Хотя, по данным википедии, модификации данного ЗиЛа, а, конкретно, ЗИЛ-41047 выпускались до 2002 года, коих выпущено было около 200 штук вдобавок к сотне ЗИЛ-4104).
Возможно, вы правы. Специально поглядел фото 41047 - везде стоят АВ-75. Так и не заменили на какой-нибудь Блаупункт!
АВ-75 выпускались специально для ЗиЛа, т.е. были определенные размеры и основного блока, и пульта. Подобрать Блаупункт под эти размеры не получится; делать спецзаказ - надо ли и во сколько бы обошлось?; менять конструкцию ЗиЛа, хоть и пары "дырок", тоже нерентабельно. Вот и выпускали АВ-75, пока выпускался ЗиЛ.

Но это вы и сами понимаете.
Ну, судя по фото, размеры головного блока даже несколько больше стандартной автомагнитолы, хотя, возможно, это лишь кажется.

Мотивация, думаю, иной была. Серийную магнитолу от Блаупункта вряд ли стали бы брать. А спецзаказ сильно навороченной - риск. Кто знает, что немцы напихают "лишнего" в заказанные магнитолы?
Она реально больше. Т.е. никакая другая не подойдет.
(Для информации: а весят два блока больше 8 кг!)

Ну мотивацию я привел ту, что лежала на поверхности. Естественно, реальных причин было гораздо больше и серьезнее.
"Она реально больше."
Так рамка-переходничок из миллиметровой стали, да декорация поверх. Но госбезопасность рулит.
Была у меня коллекционная машинка этого ЗИЛа 115. Хотя, почему была? Где-то и сейчас убранная в шкафах хранится. :)